НАШ АВИА-МУЗЕЙ

Авиамузей журнала
"Техника-Молодёжи"
1975-1977 гг.

Техника-молодёжи, 1975-77 гг.


15. «БЛОХА», ЕЕ ПРЕДКИ И ПОТОМКИ --- (ТМ №5, 1976 г.)

«Небесная блоха»

«Небесная блоха»


«Кажется, ни один самолет со времени братьев Райт и Блерио не возбуждал такого массового интереса, не вызывал такого количества газетных статей и споров, как «блоха», — констатировал в 1936 году советский журнал «Самолет», — и не было также примеров, чтобы невоенный самолет в первый же год своего существования начал строиться в сотнях экземпляров».

«Блохомания», увлечение самодельной конструкцией француза Анри Минье, охватившее и любителей, и специалистов-самолетостроителей, очень быстро перешагнуло границы Франции, хотя и в этой стране только за год энтузиасты построили около сотни простейших машин. Талантливый изобретатель, Минье оказался неплохим предпринимателем: вслед за первыми успешными полетами «блохи» Минье написал и издал брошюру, переведенную затем на многие языки мира. Автор не скупился на превосходные степени — постройка самолета была «по силам каждому, кто может сколотить ящик для посылки». Что же касается пилотирования авиетки, то и в этом Минье ссылался на успешный собственный опыт. Без всякого летного образования, «с нуля» конструктор научился управлять крошечным аэропланом.

«Небесная блоха» (Франция, 1934)

42. «Небесная блоха» (Франция, 1934). Конструктор А. Минье. Двигатель — «Обье-Дюн», 18 л.с. Размах: верхнего крыла 5,9 м, нижнего — 3,9 м. Длина — 3,5 м. Площадь крыльев — 10 м2. Вес пустого — 100 кг. Полетный вес — 200 кг. Скорость максимальная — 105 км/ч. Потолок — 1800 м. Приведены данные «оригинала», построенного самим Минье. Самолеты других конструкторов были оснащены более мощными двигателями — «Пуансар», «Клерже», «Форд», «Сальмсон» — от 25 до 40 л.с.


К чести Минье, он действительно создал оригинальную и удачную машину для неподготовленного любителя. С крошечным 17—20-сильным моторчиком самолет весил всего 100 кг и развивал скорость до 105 км/ч. Ножного управления, педалей не было, как не было на крыльях элеронов. Пилот держал в руках одну лишь ручку, связанную с рулем направления и передним крылом.

По схеме «блоха» представляла собой тандем — крылья почти одинакового размаха располагались одно за другим (заднее — чуть ниже переднего), образуя как бы разрезное крыло. Подъемная сила такой несущей поверхности зависит от взаимного расположения носовой и хвостовой частей. По этому принципу устроены, например, закрылки современных самолетов: выдвигаясь из крыла и отклоняясь вниз, они увеличивают кривизну аэродинамического профиля, придают ему лучшие несущие свойства на малых скоростях. На «блохе» изменялся угол установки переднего крыла. Это и вызывало переход машины к пикированию или кабрированию. Большой руль направления служил не только для поворота по курсу, но и для наклона «блохи» вправо и влево, выполнял роль элеронов.

Как ни популярен стал Минье, пионером в области ультралегкой авиации был все-таки не он. Самолетик по схеме тандем построил до него французский конструктор Пейре. Минье усовершенствовал аппарат, сделал его более «демократичным».

Настоящей «блохой» можно считать и «демуазель» пионера авиации Альберто Сантос-Дюмона. Крошечные аэропланы с размаюм крыла около 5,6 м успешно летали под управлением самого конструктора. Сантос-Дюмон, отпрыск богатой бразильской семьи, заказывал «демуазель» в десятках экземпляров. В непогоду или в другие нелетные дни самолетики висели на стенах «ангара». Вознамерившись полетать, авиатор распоряжался снять несколько аппаратов, выбирал подходящий и стартовал. Поломки не прекращали занятия — со стены доставали очередной «демуазель».

Первый бум вокруг сверхлегких самолетов, или, как их называли, авиеток, состоялся в 1923-1925 годах. Увлеклись мини-авиацией любители и всемирно известные предприятия. Авиетка фирмы «Девуатин», весившая в полете 250 кг, с 15-сильным двигателем «Клерже», пересекла в 1923 году Ла-Манш. Отличные результаты показала советская машина «Буревестник» С-4 В. Невдачина (1927). Под пилотированием А. Жукова «Буревестник» установил мировой рекорд высоты для самолетов такого класса — 5500 м. С 18-сильным мотором авиетка взлетала после 30 м разбега, разгонялась до 140 км/ч, «крутила» полный комплекс фигур высшего пилотажа. «Буревестник» принадлежал к аэропланам классической схемы; свободнонесущий низкоплан с нормальным хвостовым оперением. Обычным было и управление. Своей быстроходностью самолет обязан чистоте форм, хорошей отделке.

Авиетка «Буревестник» С-3 (СССР, 1926)

43. Авиетка «Буревестник» С-3 (СССР, 1926). Конструктор — В. Невдачин. Двигатель — «Харлей», 12 л.с. Размах — 9,8 м. Длина — 5 м. Площадь крыла — 12,5 м2. Вес пустого — 135 кг. Полетный вес — 220 кг. Модель С-4 (1927 год) — дальнейшее развитие С-3. Размах крыла уменьшен до 9 м. Двигатель — «Блекберн-Томтит», 18 л.с. Полетный вес — 230 кг. Скорость максимальная — 140 км/ч. Скорость посадочная — 60 км/ч.


Не прошло и десяти лет, как старой идеей «самолета для всех» увлеклось очередное поколение энтузиастов. И хотя пятый океан уже не раз демонстрировал свой суровый нрав, в небо стремились сотни и тысячи слишком легковерных любителей. Да, «блоха» очень проста, даже примитивна, построить ее мог любой мало-мальски мастеровой человек. Только воздух оставался зыбкой, ненадежной стихией, которая отказывалась нести самолет с едва заметными, казалось бы, погрешностями в центровке или в очертаниях. В самый разгар «блохомании» в печати появились обстоятельные статьи, оценивающие аэродинамику, устойчивость и управляемость «блохи». В одной из них авиаконструктор В. Шавров писал: «...авиетки должны строиться со всей тщательностью, как настоящие самолеты. Нельзя допускать никакого упрощенчества... Дешевизна авиеток должна быть следствием их массовости и применения крупномасштабных способов производства, а не только упрощенного характера их конструкции».

Так и не став «флагманом» сотенной и тысячной армады «блох» любительской постройки, аэроплан Минье лег в основу многих интересных конструкций, созданных специалистами. Под руководством автора многих советских планеров Б. Шереметева в 1935 году построен самолет М-1. В отличие от «блохи» подвижным сделано заднее крыло. Улучшена аэродинамика, удлинен фюзеляж. Учитывая печальный опыт «любительщины», Шереметев подчеркивал в своей статье: «Конструкция самолета очень проста. Несмотря на это, авторы проекта считают рациональной постройку самолета только в заводских условиях». Дань «малышам» отдал и слушатель Военно-воздушной академии, будущий генеральный конструктор Артем Иванович Микоян. Вместе с однокашниками он построил авиетку с толкающим воздушным винтом. Не один десяток проектов и готовых «блох» — тандемов был представлен на конкурс маломощных самолетов Осоавиахима и Авианито, проведенный в 1936 году. И хотя самолеты классической схемы неизменно превосходили биплан Минье почти по всем летным характеристикам, хотя жгучий интерес к «блохе» сохранялся лишь три года, она заняла достойное место в истории мировой авиации, стимулировала творческую активность и интерес к полетам у многих тысяч будущих авиаинженеров, летчиков, аэродинамиков.

Авиетка «Лютон Эркрафт Минор» (Англия, 1937)

44. Авиетка «Лютон Эркрафт Минор» (Англия, 1937). Двигатель — «Анзани», 34 л.с. Размах — 7,25 м. Длина — 5,95 м. Площадь крыла — 11,5 м2. Вес пустого — 172 кг. Полетный вес — 272 кг. Скорость максимальная — 128 км/ч. Скорость посадочная — 50 км/ч.


Вернуться в АВИА МУЗЕЙ ЖУРНАЛА "ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ"

Вернуться в В АВИАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК

Вернуться в КАРТУ САЙТА






Hosted by uCoz